top of page
Фото автораЕлена Курносова

Что такое схема-терапия?

Обновлено: 31 мар. 2021 г.


Схема-терапия как направление психотерапии насчитывает около 30 лет с момента своего возникновения, и представляет собой инновационный, интегративный подход, разработанный доктором Дж. Янгом и его коллегами.

Схема-терапия выросла из традиционной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), сохранив в себе такие важные характеристики КПТ, как структурированность и систематичность. При этом схема-терапия вышла за границы КПТ, став уделять большее внимание собственно терапевтическим отношениям с клиентом. Схема-терапевт придерживается сострадательной позиции и ориентирован на проявление заботы, “замещающего родительства”, сочувствия и уважения по отношению к своему клиенту. Такой подход способствует нормализации расстройства личности, вместо его патологизации или стигматизации. Болезнь воспринимается как попытка человека исцелиться, найти выход или решение возникших трудностей в его жизни.

Схема-терапия, Методика ранних дезадаптивных схем Янга (Young Schema Questionnaire – YSQ) широко применяется в психотерапевтической практике во всём мире, в том числе практикующими врачами и исследователями. Эффективность этого подхода в решении различного спектра психологических проблем и расстройств личности имеет под собой солидную научно-доказательную базу, основанную на обширных клинических исследованиях. Обзор научных статей о проведенных исследованиях приведен здесь https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28035734/

 

Основные понятия подхода

В начале психотерапии схема-терапевт объясняет человеку, обратившемуся к нему за помощью, что представляют собой схемы, копинговые стратегии и режимы. Рассказывает, почему схемы являются глубинными структурами, подобными чертам характера. Схемы представляют собой наши убеждения, способы видения, чувства и переживания о себе самом, о других и о мире в целом. Эти убеждения проявляются в форме комплекса интенсивных эмоциональных, когнитивных и физических состояний, реакций, иначе говоря, режимов, включающих в себя эмоции, мысли и наше поведение. Схемы подобны очкам или фильтрам, через которые человек смотрит на себя и на мир, зачастую веря в свои убеждения безоговорочно и не подвергая их сомнению.

Как правило, схемы формируются в детстве и в подростковый период. Когда естественные эмоциональные потребности ребенка не удовлетворяются в ходе его развития, развиваются дезадаптивные схемы. Эти схемы есть у всех людей, без исключения, хотя бы потому, что ни один родитель не в состоянии удовлетворять все потребности своего ребенка. На формирование и степень выраженности дезадаптивных схем оказывают влияние как обстоятельства жизни, так и врожденный темперамент самого ребенка.

Став взрослым, мы можем заметить, что часто сталкиваемся, подбираем себе по жизни именно тех партнеров, которые способны поддерживать наши схемы, что способствует процессу их самоподкрепления. Ущемлённые потребности, как правило, сопряжены с переживаниями боли, страха, ужаса, стыда, чувства вины, обиды, одиночества.

Адаптивные или позитивные схемы формируются благодаря удовлетворению эмоциональных потребностей ребенка. В качестве таких потребностей выступают: потребность в безопасном принятии, стабильной привязанности, любви и заботе; потребность в эмоциональной открытости, спонтанности и игре; потребность в здоровых границах, самостоятельности и самоконтроле; потребность в успешности, автономности, наставничестве и поддержке. Адекватное удовлетворение этих потребностей позволяет ребенку развивать позитивные представления и убеждения о себе самом, других людях и окружающем мире.

Схемы, копинговые стратегии, режимы представлены у всех людей, в той или иной степени, потому что они помогают нам структурировать наш мир. Они нужны нам для организации, понимания и осознавания своего собственного жизненного опыта. Дезадаптивные схемы, возникшие в результате фрустрированных потребностей, травматизации или токсичного опыта, пережитого в детстве или юности, мешают нам творчески адаптироваться к изменениям окружающего мира и становятся ядром проблем личностного характера и многих психических расстройств. Такие схемы со временем становятся ригидными, не меняются с годами, тем самым человек становится всё более невосприимчивым к новому позитивному опыту, из-за чего снова и снова склонен наступать на те же грабли.

 

Процесс и цели схема-терапии

В процессе схема-терапии человек сначала научается обнаруживать, узнавать свои режимы и копинговые стратегии в привычных ему способах поведения и своих переживаниях, связанных с повторяющимися ситуациями в его жизни. Научившись таким образом видеть, слышать и чувствовать себя самого, мы делаем следующий шаг, начиная соотносить своё поведение с выявленными у себя схемами. Далее, увидев и осознав, как проявляются эти схемы в ответ на конкретное событие, переходим к воздействию на них, чтобы уменьшить проявления схем в нашей жизни, найдя или открыв для себя новые способы удовлетворения своих эмоциональных потребностей и, соответственно, более творческие способы адаптации к окружающему миру.

Схема-терапия позволяет людям изменять неуспешные жизненные сценарии, негативные поведенческие паттерны, основанные на убеждениях и связанные с их ранним опытом.

Воздействуя в процессе терапии на схема-режимы, снижая силу привычки в копинговых стратегиях, схема-терапевт помогает клиенту укрепить и усилить его режим Здорового Взрослого, чтобы человек смог управлять всеми остальными режимами, в зависимости от контекста ситуации. Смог развить в себе способность самостоятельно удовлетворять свои потребности с позиции взрослого, устранить в себе разрушающего критика, с опорой на “золотое правило” схема-терапии: Что в этой ситуации делать? Что сделал бы любящий родитель в этой ситуации?

Таким образом, фокус внимания в схема-терапии направлен на исследование, снижение выраженности ранних дезадаптивных схем и замену дезадаптивных копинговых стратегий на более здоровые. Целью схема-терапии становится достижение полезных и устойчивых изменений в когнитивном, эмоциональном, межличностном и поведенческом контекстах жизни человека.


 

Кому подойдёт схема-терапия?

Изначально, схема-терапия была ориентирована на более эффективное лечение людей с расстройствами личности, и уже впоследствии стала широко применяться в терапии детских травм, лечении хронической депрессии, расстройства пищевого поведения и других зависимостей.

В силу того, что схемы есть у каждого человека, как адаптивные, так и дезадаптивные, в разной степени их выраженности, то становится очевидным, что схема-ориентированный подход эффективен в том числе в терапии психологически здорового человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Схема-терапия показана при наличии хронических трудностей в отношении с близкими людьми или коллегами по работе. Когда нас самих не устраивает наше типичное поведение или привычные способы реагирования на однотипные события, и нам кажется, что мы сами не в состоянии что-либо изменить в своей жизни. Когда мы боремся, зачастую в одиночку, с тяготящим нас чувством одиночества; сталкиваемся с проблемами выбора подходящего партнера; часто выбираем себе неверных партнеров; остаёмся в отношениях с людьми, которые вытирают об нас ноги; не можем вырваться из созависимых отношений; постоянно живём с чётким стойким ощущением неуверенности в себе, испытываем хроническую усталость и эмоциональное напряжение.

Схема-терапия нужна тем из нас, кто хочет прояснить, что в нас самих так осложняет нашу жизнь, понять и переосмыслить её. Кто стремится поменять свой многолетний уклад жизни, хочет вырваться из череды внутренних и межличностных конфликтов, наладить долгосрочные здоровые отношения и восстановить способность чувствовать себя ценным, нужным, любящим и любимым.


Приглашаю вас на первичную консультацию, если вы чувствуете, что Ваша жизнь идёт, словно по замкнутому кругу, из которого Вы хотите выбраться, обойдя капканы и лежащие на пути и, возможно, незаметные с первого взгляда грабли привычных схем. Позвоните мне! Контакты указаны на сайте.


Автор статьи: Елена Курносова




108 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


© Copyright
bottom of page