Обычно, когда хотят узнать, что такое Гештальт-терапия, как правило, интересуются, что такое “Гештальт”. “Gestalt” – это немецкий термин и переводится, как форма, иначе говоря, вид, целостный образ, структура или определенная конфигурация организации частей, создающих собой единое целое. Глагол “gestalten” означает “придавать определенную форму”, следовательно, завершенный или сформированный Гештальт представляет собой структурированную форму, несущую в себе конкретный смысл.
Сам термин впервые возник в конце XIX века, как результат эксперимента, описанного австрийским философом и психологом Кристианом фон Эренфельсом в своем эссе “О гештальт-качествах”. Позже открытие Эренфельса нашло свое отражение в описании закономерностей восприятия в гештальтпсихологии, придающей особое значение субъективному восприятию человека. В ходе проведенных экспериментом было доказано, что человек воспринимает физический мир, информацию, поступающую извне, не непосредственно, а через свои органы чувств, причём всегда дополняет и дорабатывает полученное в своем сознании. В процессе восприятия человеку свойственно объединять отдельные части и элементы воспринимаемой им действительности в значимое целое. Отсюда и расхожее утверждение, что “целое больше суммы его частей”, так как человек вкладывает в это целое и своё восприятие. К примеру, симфония не то же самое, что последовательность нот в партитуре, как и вода нечто большее, нежели соединение двух атомов водорода с одним атомом кислорода. Целостность нашего восприятия хорошо подтверждается простым способом, как “нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру”.
Гештальт-терапия, как отдельное направление в психотерапии, обрела свою форму ближе к середине 50-ых годов прошлого века. Авторы, Фриц Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман, разработали теоретические основы подхода, взяв известные “кирпичики” из психодрама, теории гештальтпсихологии, позаимствовав, в пересмотренном виде, некоторые положения из психоанализа, а также из таких философских направлений, как феноменология и экзистенциализм.
Взгляд на человека с позиции Гештальт-терапии
Основная идея Гештальт-терапии заключается в том, что человек, по природе своей, предрасположен к саморегуляции. Посредством саморегуляции человек взаимодействует с окружающей средой и, таким образом, поддерживает своё равновесие, то есть здоровое состояние в изменяющихся условиях жизни. В свою очередь, поддержание динамического равновесия осуществляется через процесс удовлетворения человеком своих потребностей. В силу того, что потребности человека столь разнонаправлены, как и многочисленны, то далеко не всегда и не сразу находят своё удовлетворение, отчего жизнь человека представляет собой непрерывный поиск точки равновесия. И если человек длительное время находится в состоянии отсутствия равновесия, - наступает болезнь.
Потребности, как физиологические, так и психологические, связаны друг с другом, и каждая из них содержит в себе элемент другой. Чем большую значимость для нас приобретают те или иные потребности, тем в большей степени мы с ними отождествляемся и тем сильнее прикладываем усилия на их удовлетворения. Объектом внимания в психотерапии выступают психологические потребности человека.
Фокус внимания в Гештальт-терапии
Личность человека является уникальной, самобытной, исходя из этого в Гештальт-терапии большое значение придаётся праву человека на различия, праву отстаивать свой собственный, оригинальный стиль существования. Это также означает, что каждый из нас отвечает за свой собственный выбор, как и за свои способы бегства от свободы выбора.
Природе человека в равной степени свойственны как физиологические, так и социокультурные факторы. В Гештальт-терапии отрицается разделение человека на психику и тело, вместо этого подчеркивается, что не у человека есть тело, а человек и есть это тело, и его психические и физические процессы тесно связаны друг с другом. Поэтому в процессе терапии фокус внимания смещён не на отдельные процессы, как то, мысли и убеждения, фантазии или воображение, инстинкты или влечения, чувства и эмоции, телесные ощущения и поведение человека, а на все эти феномены вместе взятые. То есть учитываются одновременно физические, эмоциональные, когнитивные, социально-культурные и духовные аспекты жизни человека и то, как они проявляются во взаимосвязи друг с другом.
В Гештальт-терапии человек учится наблюдать за собой, видеть, слышать и чувствовать себя, отслеживая в себе феномены, тем самым развивая свою осознанность. Обретая переживание себя самого, человек начинает лучше понимать себя, понимать то, что он делает и чем руководствуется в решении своих жизненных задач.
Для чего важна осознанность?
Для удовлетворения своих потребностей человеку для начала необходимо сознавать свои потребности, то есть понимать, в чём конкретно он нуждается. Помимо этого, важно обладать способностью к различению своих нужд от потребностей других людей, уметь обращаться к окружающему миру, другим людям за ресурсами, чтобы получать то, что человеку жизненно необходимо. Эти задачи решаются через процесс осознавания себя в настоящем моменте, которому в Гештальт-терапии уделяется особое внимание.
То, что происходит с человеком в настоящий момент, в процессе терапии, является его актуальным опытом, затрагивающим организм во всей его целостности, что даёт ключ к пониманию того, как человек организовывает свое поведение, направленное на удовлетворении актуальной потребности.
Чем более человек к себе внимателен, чувствителен к своим переживаниям, к тому, о чём думает и что он при этом делает, тем выше степень усвоения им нового опыта, как и выражения своего отношения к нему, в том числе и необходимого отторжения всего того, что не может быть принято или усвоено.
Способность к осознаванию поддается тренировке и развивается в те моменты, когда Гештальт-терапевт обращает внимание своего клиента на его реальные действия, телесные проявления, речевую экспрессию, фантазии, проявляющиеся в непосредственном моменте. Тогда психотерапия превращается из долгих археологических раскопок в опыт жизни в настоящем.
Гештальт как “искусство жить” в аутентичном контакте
Любая функция человека, будь то дыхание, питание, движение, размножение, защита или познание включает в себя контакт с объектом или окружающей средой. Человеческий организм и среда находятся во взаимных отношениях и, одновременно, разделены между собой границей. Чтобы человек мог удовлетворить свою потребность, ему необходимо идти навстречу окружающему миру, чтобы найти в нём соответствующие ресурсы и вступить с ними в контакт. Функционирование человека, как и психологические события, происходят на контактной границе. С помощью системы ориентации мы способны обнаружить, почувствовать, какие внешние объекты способны удовлетворить наши потребности. “ Голодный щенок не обманывается мириадами форм, запахов, шумов и красок мира; он прямо направляется к материнскому соску. Для него это – выходящая на передний план фигура” ¹
Фигура – это то, на чём сосредотачивается наше внимание, интерес, в то время как всё остальное уходит на задний план или фон. Фигурой становится та потребность, которая в конкретный момент времени наиболее ярко нуждается в удовлетворении. После того, как потребность удовлетворена, Гештальт закрывается, теряя свою значимость и уходя в область фона. Любая потребность стремится к своему завершению, но, увы, не всегда его достигает. Незавершенные процессы сохраняются в памяти человека намного дольше, нежели завершенные. Этот феномен вошёл в науку под названием “эффект Зейгарник” ещё до возникновения Гештальт-подхода, благодаря открытию талантливого советского психолога Блюмы Вольфовны Зейгарник. Незавершенные действия обладают характером навязчивых мыслей, желания или действия и приобретают над нами власть, мучая нас, напоминают нам о незаконченном деле, вызывая в нас беспокойство, приводя порой к повторению схожей ситуации, только уже в измененных условиях. К примеру, если человек в детстве пережил физическое или эмоциональное насилие, оставившее в нем следы травмы, то будучи взрослым он может начать отыгрывать эту же ситуацию или схему, но уже в отношениях со своим близким партнером, а вовсе не с реальным виновником насилия. Мотивы при этом могут быть разные, как вариант, мотивы защиты себя и отмщения обидчику, потому как в детстве для этого у ребенка не было ни сил, ни возможностей.
Возвращаясь к контакту, стоит отметить, что сам по себе контакт ни хорош и ни плох, так как не всегда наличие контакта свидетельствует о здоровье человека, как и его стремление к уходу от контакта. К примеру, токсичные отношения говорят о проявлении нездоровой формы контакта. Тогда как уход от контакта, в зависимости от контекста ситуации, может служить здоровым способом адекватно справиться с угрозой или опасностью. И только степень выраженности, длительность, от чего и к чему осуществляется уход от контакта, будет говорить о том, насколько он патологичен.
Контакт – это прежде всего творческое приспособление человека к условиям окружающего мира. Чем более полно я осознаю, что происходит со мной и вокруг меня, тем более творческим становлюсь я сам и тем полнее могу проживать свою жизнь.
Гештальт-подход может осуществляться не только в психотерапии, а в принципе по жизни, став стилем жизни, со своими ценностями и особым способом воззрения на отношения человека с самим собой и с миром. Это “искусство жить”, в котором синтезу придаётся большее значение, нежели анализу, вектор в будущее существенно важнее причинности, таящейся в прошлом, а креативность, оригинальность и спонтанность в приспособлении к постоянно меняющимся условиям жизни противопоставлены нормативности и шаблонности поведения.
В чём ценность Гештальт-терапии?
Идея Гештальт-терапии в том, чтобы превращать картонных, шаблонных, людей, в настоящих. “Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня” ²
Основная задача Гештальт-терапии – это поддержание и развитие психологического равновесия, благополучия, индивида, вместо борьбы с его недугом или расстройством. Достигается это путем осознания внутренних механизмов, схем, человека, которые часто и без его осознавания подталкивают его к повторяющимся и уже давно устаревшим способам поведения. Процесс терапии позволяет выявить, какими способами человек сам прерывает себя в цикле удовлетворения своих потребностей, как он избегает контакта, какие страхи или иллюзии его сдерживают от того, чтобы жить полноценной гармоничной жизнью.
Гештальт-терапия предлагает не только исследование и узнавание человеком природы своих трудностей и внутреннюю связанность его целостного бытия в мире. Вместе с этим человек вовлекается в живое экспериментирование для расширения переживаемого поля возможностей и свободы выбирать, как именно он хочет и может изменять свою жизнь сам, как раскрыть и развить свой стиль жизни, в его неповторимости и оригинальности.
“Я ничего не изобрел, я лишь открыл заново всё то,
что было известно испокон веков”
Ф. Перлз
Автор статьи: Елена Курносова
¹ - цитата, Фриц Перлз ”Гештальт-подход и Свидетель терапии”, Москва 1996
² - цитата, Жан-Поль Сартр.
Comments